Недавно я прослушал две удивительные лекции Пурначандра Махараджа «Мастерская джапы». В этих лекциях Его Святейшество Пурначандра Махарадж на основе «Хари-бхакта-виласы» рассказывает правила повторения Святого Имени.
И из этих лекций я понял — и это меня необычайно вдохновило! — что все наставления, которые даёт нам Шрила Прабхупада о повторении Святого Имени, являются авторитетными. То есть Шрила Прабхупада представляет не своё учение, а учение всей Гаудия-сампрадаи, Господа Чайтаньи и ачарьев.
Итак, Шрила Прабхупада выделял 3 главных наставления в повторении Святого Имени. И, как мы знаем, у нас есть 3 уровня нашей личности: уровень физического тела, уровень нашей психики и духовный уровень, или уровень нашего сердца, души. Три главных наставления Шрилы Прабхупады даны как раз для этих трёх уровней.
Первый уровень — это уровень тела: мы языком и губами ясно и чётко повторяем Святое Имя. Шрила Прабхупада упоминает об этом в комментарии к Чайтаньи-Чаритамрите. И, оказывается, это говорит Санатана Госвами в «Хари-бхакти-виласе». Пурначандра Махарадж упоминает об этом в своём семинаре.
Но это первое наставление, на самом деле, намного больше означает, чем просто наставление для уровня тела. Ведь мы не просто языком и губами ясно и четко повторяем Святое Имя и ушами слушаем, а мы, повторяя и слушая Святое Имя, отдаём себя Святому Имени, подставляем своё сознание под Святое Имя, чтобы Оно на нас воздействовало. Ведь Святое Имя, в соответствии с Падма-пураной – это сам Кришна бхинатвам нама наминох.
Так же Бхактивинода тхакур говорит в «Харинама-Чинтамани», что первое, что мы делаем в нашей практике повторения – это медитируем на имя Кришны. В свой срок из имени нам раскроется рупа, гуна и лила.
Второй уровень — это уровень ума. Мы должны медитировать на смысл мантры. И это также объясняет Пурначандра Махарадж, рассказывая про Гопала Гуру Госвами. Гопала Гуру — это тот самый мальчик Гопал, который сказал Господу Чайтаньи, чтобы Он повторял Святое Имя постоянно, даже когда в уборную комнату идёт. И Господь Чайтанья провозгласил в этот момент его Гопал Гуру.
Гопала Гуру Госвами объясняет смысл махамантры:
Первые четыре слова: «Харе Кришна Харе Кришна» – это самбандха гьяна, обращение к божеству Мадана Мохана. Переводится как: «О, Радха! О, Кришна! Пожалуйста, привлеките мой ум!».
Вторые четыре слова: «Кришна Кришна Харе Харе» — это абхидея гьяна, обращение к божеству Говиндаджи. Переводится как: «О, Радха! О Кришна! Пожалуйста, займите меня в служении вам».
И последние 8 слов: «Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе» — это прайоджана гьяна, обращение к божеству Гопинатхи. Гопала Гуру Госвами говорит, что это просьба: «О, Радха! О, Кришна! Пожалуйста, откройте мне свои сокровенные духовные игры!»
И это как раз тот перевод махамантры, который дал нам Шрила Прабхупада. Он выделил для нас аспект абхидеи гьяны из этого обьяснения Гопал Гуру Госвами: «О Радха! О, Кришна! Пожалуйста, займите меня в служение вам». Это уровень ума. Мантрартха чинтаман – размышляйте о смысле мантры, говорит Санатана Госвами в «Хари-бхакта-виласе», описывая правила повторения джапы. Узнав об этом я ещё больше вдохновился Шрилой Прабхупадой и стал ему еще больше доверять. Ведь он ничего от себя не придумывал, а давал нам всё в соответствии с учением Гаудия-сампрадаи наших ачарьев и Господа Чайтаньи.
Третий уровень — это уровень сердца. Пурначандра Махарадж объясняет, что об этом упоминает царица Кунти в своих молитвах в первой песни Шримад-Бхагаватам. Она говорит, что когда у человека красивая внешность, прекрасное образование, хорошее происхождение, интеллект, деньги, то он не может искренне обратиться к Кришне. Человек обращается искренне к Богу только тогда, когда он становится «акинчана«.
И Пурначандра Махарадж объясняет, что акинчана — это понимание того что, повторяя Святое Имя, человек не хочет ни красивой внешности, ни образование, ни последователей на дханам, на джанам на сундарим — 4 шлока Шикшаштаки. То есть человек повторяет Святое Имя не ради того, чтобы улучшить свое положение в этом мире или освобождение обрести, а ради служения. Рупа Госвами говорит севон мукхе хе джихвадау сваям эва спхуратьядаха. Главное в повторении Святого Имени — это служение. Это значит, что я делаю это для Кришны, для духовного учителя. И тогда сваям эва спуратьядаха — Святое Имя само начнёт раскрываться нам в какой-то момент.
Пурначандра Махарадж объясняет, что Шрила Прабхупада выделял, что самое главное в повторении Святого Имени — это настроение. Нам надо в правильном настроении повторять Святое Имя, чтобы Кришна нас услышал. Что же это за настроение? У меня есть ребёнок. Я смотрю на него — и понимаю, он не успокаивается, пока мама на руки его не возьмёт и грудь ему не даст. «Джанмадьсья ятаха» – Кришна — это источник всех. А мать — это источник ребенка. Он изошел из неё и успокаивается только тогда, когда соединяется с ней. И Шрила Прабхупада говорил, что повторяя Святое Имя, мы должны точно также звать Кришну, как ребёнок зовущий мать, и понимать, что нам, кроме Кришны, никто не нужен и никто не поможет.
Это правильное настроение. «Кришна — мата, Кришна – пита, Кришна — дхана прана«.- Кришна — мать, Кришна — отец, Кришна — богатство нашей жизни — говорит Бхактивинод Тхакур. И ачарьи говорят, что когда мы возвращаемся к своему источнику — к своей Матери, к своему Отцу, к Богатству нашей жизни — Кришне, то мы обретаем умиротворение и успокаиваемся. И так же ребёнок, он не рассчитывает ни на чью защиту, кроме матери, в особенности, когда он — маленький. Когда он старше становиться уже папа появляется: «Папа, папа!» Но когда ребёнок ещё маленький, то весь день слышно только: «Мама! Мама!» Это аналогично тому настроению, что никто кроме Кришны нас не защитит.
Вот такие размышления о 3 главных наставлениях Шрилы Прабхупады о Святом Имени. Языком повторять и ушами слушать, медетировать на смысл мантры (О Радха О Кришна, пожалуйста, займите меня в служении Вам!), правильное настроение (как ребёнок зовуший мать).
И ещё Пурначандра Махарадж в этом же семинаре «Мастерская джапа», ссылаясь на Бхактивинода Тхакура, говорит, что он выделял ещё 3 важных принципа, или наставления как улучшить свою джапу.
Первое, повторять в Святом месте — это Вриндаван, Маяпур, Джаганатха Пури или в храме, или там, где есть Божества. Это может быть и дома.
Второе, повторять вместе с Туласи. Поэтому очень важно, чтоб у грихастх было Туласи.
Третье, повторять в обществе серьёзных преданных. И Пурначандра Махарадж предлагает или вместе собираться, или, в условиях современных реалий, через интернет вместе повторять.
Я очень вдохновился, что Шрила Прабхупада эти 3 принципа так же включил в стандартную храмовую программу: есть Божества, есть Туласи и серьёзные преданные повторяют вместе джапу.
Спасибо Пурначандра Махараджу, что он удивительным образом объяснил , что все наставления Шрилы Прабхупады авторитетны и представляют учение Господа Чайтаньи, Шастры и Ачарьев. Очень вдохновляюще!
Вс Павана дас (2021)